Статьи

Нестор – преподобный Печерский инок – отец русской истории и начальник летописания. Чуть более 900 лет как почил святой Нестор, но его слова актуальны и поныне: «Мир стоит до рати, а рать до мира. Ныне же на нас про то не жалуй, уже есмы устали на рать».

Вчитываясь в его «Повесть временных лет», осознаешь, что история эта вечная, а мы прежние… Та же борьба за власть, те же нападки врагов православия, те же междоусобные братоубийственные войны…

Народ, не знающий и не помнящий собственную историю неизбежно повторяет свои ошибки, с каждым разом еще более ужесточая расплату за них. Покушение на память народа может быть приравнено к покушению на его душу и возможность спасения. И сегодня мы наблюдаем печальный этому пример, смиренно моля Бога положить конец каинову греху братоубийства между русичами.

            Преподобный Нестор родился в 1056 году, вероятно, в Киеве. Создав летописание Отечества, он по смирению нигде не обмолвился о своих родителях и роде, однако понятно, что семейство Нестора принадлежало к людям родовитым и состоятельным, ведь только состоя в таком сословии, можно было получить образование, которое имел будущий летописец. Он не просто знал грамоту и умел писать, он обладал блестящим образованием, знал иностранные языки, свободно читал на греческом Святое писание и Византийские хроники, первоисточники на латыни. Безусловно, Нестор принадлежал к самым образованным и просвещенным людям своего времени. Но, главное – он был щедро одарен Богом.

            17-летним юношей Нестор пришел в монастырь к преподобному Феодосию, от которого и получил благословение на труды и послушание. Постриг Преподобного Нестора преемник Преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. Восприняв ангельский образ, как говорит печерский патерик, Нестор с каждым днем усиливал свои подвиги, усугублял добродетели, умерщвляя все плотские страсти.

            Нестор начал трудиться в летописании вскоре по поступлении в монастырь. Это стало его основным послушанием. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя, память 31 января), прельщенного в иудейское мудрствование.    Преподобный Нестор глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. Он любил читать, изучал творения святых отцов и назидал в том других.

            В 1091 г. ему поручено было с двумя другими братиями отыскать мощи преподобного Феодосия, и стать свидетелем чудес, которые при этом совершались. Что он потом и описал в «Житии преподобного Феодосия Печерского». Из его творений, кроме «Повести временных лет» и «Жития преподобного Феодосия Печерского» до нас дошли еще «Жития святых Бориса и Глеба». Как во всех своих произведениях, Нестор был верен себе, проповедую принцип всецелого очищения и преображения личности через постоянную борьбу и озарение ее благодатью Духа Святаго.

Как было глубоко его собственное смирение видно каждый раз, как только он упоминает о себе. Он не называет себя иначе, как худым, недостойным, грешным Нестором, окаянным, с грубым и неразумным сердцем, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия.
В трудах и молитвах он провел в Печерской обители 41 год и преставился в 58 лет. Преподобный Нестор Летописец был пострижен с именем мученика Нестора Солунского,  принявшего смерть вместе с великомучеником Димитрием Солунским (+ 8 ноября 306 г.). Память Нестора Солунского Церковь отмечает 9 ноября. Эта дата стала днем тезоименитства Печерского Летописца. По мнению церковных историков память преподобного Нестора Летописца установлена также 9 ноября ввиду дня его тезоименитства. День кончины преподобного остался неизвестен, мы знаем только, что преставился он в 1114 году. Нам мало известно о его жизни, в «Патерике Печерском» сказано только, что он «поживе лета довольна, труждаясь в делах Летописания и лета вечная поминая, и тако добро угоди Творцу летом, к нему же по летех временных довольных преставися на вечность, и положен есть в Пещере».

 Мощи  прп. Нестора Летописца почивают нетленными в Ближних пещерах Преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам “Повести временных лет”. “Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть” – так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках – в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о “испытании вер” святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году.

«Повесть временных лет» является одним из важнейших творений мировой письменности и самым значительным документом эпохи, свидетельствующим о монументальной истории народов Древней Руси как части всемирной истории. Летопись святого Нестора – это духовный и исторический паспорт народов Руси, вышедших из единой купели Владимирова крещения и непреложное свидетельство их судьбоносного выбора.
Обилие, разнообразие и полнота материала, хронографическая последовательность, с которой велось летописание Нестором Печерским, сделало его неповторимым феноменом книжности, которому не было равных в Европе. Сами иностранцы отдали честь Нестору выписывая из него в свои Истории многие сведения с применением к своим народам, не найдя ничего достовернее. «Шлецер, искусный и разборчивый историк и критик, снесши его со всеми северными летописателями, нашел его единственным и настоящим Историком Русским. “Сей Русс, – говорит он, – в сравнении с позднейшими шотландцами и поляками, так превосходен, как иногда затмевающийся рассудок пред беспрестанной глупостью”».

«Дух повествования в Несторовой летописи, – пишет архиепископ Филарет Дроздов, – близок к библейским повествованиям; Нестор – благоговейный созерцатель невидимого Промысла Божия; от сказаний он переходит к нравственным размышлениям, не опускает из вида наставлений слова Божия; действующие лица говорят у него сами; характеры лиц не оставлены без внимания».

Семь столетий продолжалась эпопея по созданию «Повести временных лет». Вслед за Нестором эстафету приняли другие монахи, продолжившие скрижали русской летописи. Подлинник Несторовой Летописи давно утерян, остались только многочисленные списки с нее в разных Российских библиотеках. Из рукописных ныне нам известны Лаврентьевский написанный в 1377 г., потом Ипатьевский, Хлебниковский, Кенигсбергский, Радзивиловский и другие.

Наследие прп.Нестора всегда будет актуально и его завет «быти всим за один брат» нам ныне крайне необходим. Не умолкает и звук молитвы-плача: «Пресвятая Богородица, спаси их, спаси их… Пресвятая Богородица, просвети их светом Сына Твоего…»  Просвети и вразуми нас и ты, святый отче Несторе. Со всеми преподобными Киево-Печерскими моли Бога спасти Святую Русь и всех верных Христу русичей.